Истоки неинновационного поведения

М.М.КОЛОНТАЙ, 
профессор ВШФМ РАНХиГС при Президенте РФ

"Новый взгляд, новые идеи - это в большинстве случаев переструктурирование старых идей новым способом" (Из книги "Русские медведи и белая гвардия")

Введение

Почему некоторые экономические системы способны генерировать инновационный рост, а другие нет? В этой статье я делаю попытку взглянуть на проблему с позиций истории и лидерства, предметов, которые, на первый взгляд, дальше всех от “практического” решения данного вопроса.

Ключевые слова: излишки трудовой деятельности, имущественное расслоение, сохранение собственности, инновационная экономика, коррупция, образование.

Прошлое

Историки утверждают, что истоки современных социальных отношений зародились в период между бронзовым и железным веками. Новые орудия труда, бронзовые, а затем и железные, позволили человеку производить больше того, что необходимо ему для физиологического выживания. Появляются излишки человеческого труда, которые посредством товарно-обменных операций преобразуются в дополнительные блага, делающие жизнь легче и комфортней.

Вместе с излишками появились люди, желающие их присвоить иным способом, чем производство и обмен. Это были лидеры новой формации, которые в отличие от племенных вождей каменного века организовывали людей не для выживания в условиях голода и холода, а для совмесной организации труда, защиты территории и, наконец, собственного процветания и величия.

Можно только представить, что некий Джон или Иван эпохи железного века научился обрабатывать больше земли и получать больший, чем необходимо для собственного пропитания, урожай. Он обменивал излишки у таких, как он индивидуумов, преуспевающих в ремесле, и получал взамен украшения, одежду, орудия труда, оружие. 
Итак, представим, что среди сородичей какого-либо племени где-то на просторах Европы появляются несколько семей с более высоким доходом. Представляют ли они интерес для грабителей? Да, безусловно. Ведь грабить тех, кто не имеет излишек - бессмысленно.
Для того, чтобы сохранить собственность мифические Джон или Иван должны научиться ее защищать. Неспособность защищать делает бессмысленным наличие излишков труда. Как могут они защитить свое имущество? Наняв охрану, дружину. Но чтобы содержать дружину, нужно много излишков. Их можно получить либо собственным усердным трудом, либо отнять у трудолюбивых сородичей, которые заработали излишки, но не смогли их “защитить” . Возможно, дружину сколотил лидер, который не преуспел на пашне, но преуспел в ратных делах. Так появляются институт вождей. 

Таким образом, способность создавать больше, чем необходимо для физиологического существования, и умение защищать собственность - основные условия формирования классового общества и государства.

Историк С.М.Соловьев писал, что три важнейших фактора повлияли на историю России: природа страны, природа племени и ход внешних событий. На мой взгляд, эти факторы первоначально влияли на историю любой страны.

Первые государства были рабовладельческими и появились в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом (Средиземноморье, Индия, Китай). 
Восточные славяне, заселив пространства с более суровым климатом, находились в это время на стадии первобытно-общинного строя. Переходу их к классовому обществу способствовало начало изготовления орудий труда из железа (рубеж первого тысячелетия н.э.), что создало условия для интенсивной расчистки лесных массивов, более качественной обработки земли и появления излишков.

Борьба между родами, семьями - это борьба за обладание излишками результатов труда либо активами, позволяющими их получать (нпр., рабами). И если при родовом строе военная добыча принадлежала роду, то позже, с появлением классов, добыча переходила князю и дружине, но практически никогда простому люду.

Не было необходимости князю и дружине работать на пашне и "трудом праведным" добывать средства пропитания, их уделом становятся ратные дела. Воинские навыки давали больше, чем просто средства пропитания. Благодаря им князья и дружина могли забирать излишки у простого люда и использовать их не только на содержание себя, но и на цели строительства защитных сооружений, обустройства территорий и границ и т.п. 

Защита своей собственности (самостаятельно или в рамках своей группы) с некоторых пор становится главным фактором имущественного расслоения, оттеснив на задний план навыки хозяйствования.

Исторически можно проследить три этапа формального закрепления имущественного расслоения:

- владение людьми (рабовладельческая экономика);

- владение землей (феодальная экономика);

- владение промышленными активами (капитализм).

На смену им  в конце двадцатого столетия приходит новый этап имущественного расслоения - на основе владения знаниями. Этот этап может стать вызовам для традиционных элит, который заставляет их искать навые пути, новые решения, как остаться в числе привелигированных. 

 

Настоящее

Неэффективность рабского труда осознали римляне почти две тысячи лет тому назад, русский царь признал крепостное право как сдерживающий фактор экономики в 19 веке. Западу понадобилось долгая эволюция, писал Р.Пайпс, чтобы отделить власть над вещами (власть собственника) и власть над людьми (власть правителя). Государства в Европе стали "править людьми", но защищать чужую частную собственность.
Источником имущественного расслоения стали не способность защищать свою собственность, а труд и талант, основанные на знаниях (я называю это формулой "2Т"), другими словами, способность создавать новое и эффективно использовать имеющие ресурсы.

Инновационную экономику создают люди, обладающие формулой "2Т". Результаты их труда должны принадлежать им. Но как только "излишки" у этих людей становятся "заметными", находятся люди, которые хотели бы их отнять. Те самые люди, которые могут защитить собственность. Таковыми в России в "лихие 90-е" были бандиты, сегодня - это армия чиновников. . Именно они стали богатыми в новой России 21 века. Но, как и князья на Руси в первом тысячелетии, они не пашут, не обрабатывают землю, они воюют... с теми, у кого есть излишки.

Впрочем, и сам чиновничий класс, как новые собственники, не уверен в устойчивости своего положения и доходов. Поэтому один из алгоритмом их бизнес-поведения: забрать или получить собственность, продать и, по возможности, уехать. Такие собственники не заинтересованы в развитии бизнеса, тем более инноваций.

Люди же бизнеса, не принадлежащие к классу чиновников, думают как защитить свою собственность... Юристы предлагают им делить бизнес на маленькие части, регистрировать компании на Британских Виргинских островах, быстро входить в бизнес и быстро выходить (навязывая поведения биржевого брокера, а не предпринимателя), идти во власть, участвуя в выборах, "крепко" дружить с чиновником и т.п. . И, конечно, они ищут cхемы, как обмануть вездесущих чиновников, желающих поучаствовать в дележе их «излишков».

Возможно, для многих предпринимателей в современной России эти вопросы представляются более актуальными, чем знания и инновационное развитие страны.

Первые шаги к инновационной экономике (экономике знаний)

В начале 1960-х годов в Юго-Восточной Азии появилость новое независимое государство Сингапур. История Сингапура - это сказочная 
история об отделившемся от Британской империи маленьком острове, где не было ни пресной воды, ни строительного песка…
В 2009 году - Сингапур стал страной , в которой самое большое количество миллионеров из расчета на 1000 чел.(85) и самая глобализированная экономика.

Возможные шаги к построению инновационной экономики России - это использование некоторого опыта Сингапура. Премьер-министр Ли Куан Ю в своей книге ”Сингапурская история: из “третьего” мира - в “первый”, приводит апробированный алгоритм эффективных рыночных преобразований:

Привлечение иностранных инвестиций;
Борьба с коррупцией;
Реформа образования.

Борьба с коррупцией - краеугольный камень реформирования экономики. Коррупция напрямую вляет на цены на продукты питания, лекарства и недвижимость, на уровень медицинского обслуживания, на способность государства платить пенсии старикам и пособия малоимущим. Коррупция делает страну малопривлекательной для инвесторов, а также для проживания новых граждан. Наконец, коррупция обесценимает значимость образования для молодых.
При приобретении независимости Сингапур страдал от высокой коррупции. Ли Куан Ю писал: “Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни”. Борьба с коррупцией началась с “упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования”. Резко подняли зарплаты судьям и в тоже время ужесточили контроль над их деятельностью.
Были жестко подавлены мафиозные группировки, создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в верхних эшелонах власти (инициированы даже расследования против ближайших родственников Ли Куан Ю).

Исследователи в Америке иногда преувеличивают "культура нищеты", которая плодит "культуру криминала" (Дж.Черан, 1994). Но парадоксально то, что не только нищета, но и "богатство", а именно представители имущих слоев, в особенности в мундирах чиновников, порождают преступность. "Нищие", получившие советское воспитание и образование, порой проявляют больше терпимости, уважения и законопослушания, чем элиты.

“Индустриальное общество, - писал Ли Куан Ю, - уступает место обществу, основанному на знаниях. Новая линия раздела пройдет в мире между теми, кто обладает знаниями, и теми, у кого их нет. Мы должны учиться и стать частью мира, основанного на знаниях”.

В России в серьезных реформах нуждается средняя и высшая школа. Обучение в них направлено в основном на запоминание фактов, а не преобразование знаний и формирование приемлемых типов социального поведения. Люди, окончив вузы, зачастую не изменяются как личности, сохраняя установки и ценности, полученные под воздействием криминальной по сути социальной среды. Необходимо, в особенности в высшей школе, прививать студентам новое отношение к учебе, к будущей работе и будущей жизни:

видеть мир в многообразии; 
интересоваться новым, в особенности естественными науками;
формировать потребность учиться в течение всей жизни;
ценить жизнь и здоровье; 
прививать приемлемые образцы социального поведения. 

Первые шаги будут трудными. Но их всегда легче сделать, если тебе об этом постоянно говорят (родители дома, учителя в школе, преподаватели в университете, руководители в офисе, медиагерои с экранов телевизоров(!))))...

Москва, 21/01/2012

Контакты

 

1. КОЛОНТАЙ Михаил Михайлович -  Преподавание как искусство!

Корпоративное обучение по стратегическому менеджменту, маркетингу и лидерству.

Новую книгу М.М.Колонтая "Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде" (М., 2018) можно приобрести в Русской школе управления (www.uprav.ru). 

2.  Зайдите на мою страничку на www.facebook.com  и получайте постоянный доступ к моим публикациям, рекомендуемым мною статьям (для слушателей программы МВА), а также возможность напрямую контактировать со мной. Доступ к учебным материалам на сайте (папка "Материалы"), к сожалению, имеют только слушатели моих программ обучения в РАНХиГС, Мирбисе, РШУ, а также корпоративные клиенты.  

В Твиттере  мой аккаунт @Mkolontay.

ВКонтакте  Mikhail Kolontay.

3. Для оперативной связи по вопросам обучения и консалтинга:

Людмила Попова, эксперт-консультант:

E-mail: mkolontay@gmail.com

Тел.: +7(916) 36-93-791 

 

ЗАБАВНОЕ,  ИНТЕРЕСНОЕ И ПОУЧИТЕЛЬНОЕ  здесь

Новости

Дорогие друзья, коллеги, слушатели программ МВА и бизнес-семинаров, а также случайные посетители этого сайта! Настоящий сайт www.mkolontay.ru ...