Российский менеджмент старших горничных и каменщиков 6-го разряда, или почему в России тяжело приживается «структурированное» управление

Рынок труда в России оживился. После шока 2014-2015 годов,  когда компании массово сокращали работающих, наступил, согласно теории цикличности, «отскок»: потребность в рабочей силе растет (возможно, по причине того, что не тех сократили).

Компании вдруг стали нуждаться в так называемых менеджерах нижнего звена (first line managers). Требования, предъявляемые к кандидатам на менеджерские позиции, примерно такие:

  1. опыт работы в данной отрасли в последние 3-5 лет;
  2. умение делать работу “своими руками” и собственным примером показать подчиненным, как это делать;
  3. навыки работы в антикризисных условиях;
  4. навыки сотрудничества и коммуникаций и некоторые др.

Что это означает? Это новый взгляд "хантеров" на внешние вызовы или реальная потребность компаний?  Как можно назвать другими словами запрашиваемых  менеджеров?

Порой метафоры объясняют лучше всего... Мне такие требования  напоминают  позиции старших горничных в гостиницах или каменщиков 6-го разряда на стройке. Они знают, как выполнять рабочие операции лучше других (убирать номера или класть кирпичи), они не потеряли свои рабочие навыки (потому что работали в гостинице или на стройке последние 3 года), они постоянно общались с подчиненными (подчиненными каменщика 6-го разряда могли быть ученики, которые подносили кирпичи и размешивали цемент). Они знакомы с антикризисными мерами (как экономить в гостинице на шампуне и мыле или как работать с бракованными кирпичами и раствором из цемента не той марки)…

Все это было бы шуткой, если бы не печальная российская реальность.

Именно такие менеджеры востребованы российским бизнесом.

Что остается делать таким менеджерам, прошедшим строгий отбор: работать "руками", а в свободное от работы "руками" время управлять вверенным коллективом. Большинство из них выгорает, некоторые учатся  “продавать боссу хаос”, ожидая бонусов и поощрений за работу в авральном режиме.  Забавный алгоритм “продажи хаоса” из 4-х пунктов описал мой коллега из МИРБИСа профессор А.М. Сергеев. И когда директор не оценил авральных усилий таких хаос-менеджеров, они увольняются, а компания снова ищет специалиста узкого профиля плюс менеджера в одном лице с 4-мя вышеперечисленными требованиями.

Если говорить серьезно, руководителей первого уровня (которые всё могут сами) не берут с улицы. Они должны быть выбраны из числа лучших горничных и лучших рабочих-строителей. Эту позицию во всем мире компании закрывают своими силами через систему корпоративного отбора, продвижения и обучения .

А вот руководителей более высокого уровня действительно ищут, приглашают, покупают. Ибо их навыки: навыки планирования, организации, лидерства, контроля  и работы с внешней средой в каждом случае уникальны и не связаны с конкретной отраслью или даже функцией. Директор по кадром может стать директором по производству, через некоторое время директором по стратегическому планированию… Ибо они (эти директора) знают модель S+3Cs, то есть как принимать решения в простых (simple), трудных (complicated), сложных (complex) ситуациях  и в период хаоса (chaos).

На мой взгляд,  менеджмент в России “просыпается”. Помимо традиционного менеджмента хаоса (chaos) и бизнес-процессов (simple), компании начинают понимать, что в бизнесе есть трудные и сложные времена, а следовательно трудные и сложные решения, а управление может быть профессиональным ("структурированным").

…Но вот найти человека, чтобы и руководил и “работал руками” остается для многих компаний малого и среднего бизнеса самым простым и надежным решением в период кризиса. Без ответа остается вопрос, почему предыдущие менеджеры с навыками делать все своими "руками" уходят? Может компаниям не достает "нормального" менеджмента по отношению к ним? 

Некоторые выводы из курса “Основы структурированного управления”:

  • Учите рабочих (операционистов, продавцов) в системе внутреннего обучения и с помощью наставников;
  • Формируйте руководителей нижнего уровня из числа лучших рабочих. Обучайте их основам лидерства. «Не покупайте» их на рынке.
  • Руководителей среднего уровня обучайте менеджменту, отправляйте на специализированные семинары  и отраслевые конференции. Покупайте их, если нет резерва.
  • Топ-менеджеров покупайте или учите на МВА в престижных вузах.

Майкл Смит, президент MILWAUKEE FOOD PRODUCTS, постоянно напоминал менеджерам: «Ваша работа заключается в том, чтобы делегировать Вашу работу».

Странный парень этот Майкл....

 

     ©М.М.Колонтай,  2016

 

Контакты

 

1. КОЛОНТАЙ Михаил Михайлович -  Преподавание как искусство!

Корпоративное обучение по стратегическому менеджменту, маркетингу и лидерству.

Новую книгу М.М.Колонтая "Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде" (М., 2018) можно приобрести в Русской школе управления (www.uprav.ru). 

2.  Зайдите на мою страничку на www.facebook.com  и получайте постоянный доступ к моим публикациям, рекомендуемым мною статьям (для слушателей программы МВА), а также возможность напрямую контактировать со мной. Доступ к учебным материалам на сайте (папка "Материалы"), к сожалению, имеют только слушатели моих программ обучения в РАНХиГС, Мирбисе, РШУ, а также корпоративные клиенты.  

В Твиттере  мой аккаунт @Mkolontay.

ВКонтакте  Mikhail Kolontay.

3. Для оперативной связи по вопросам обучения и консалтинга:

Людмила Попова, эксперт-консультант:

E-mail: mkolontay@gmail.com

Тел.: +7(916) 36-93-791 

 

ЗАБАВНОЕ,  ИНТЕРЕСНОЕ И ПОУЧИТЕЛЬНОЕ  здесь

Новости

Дорогие друзья, коллеги, слушатели программ МВА и бизнес-семинаров, а также случайные посетители этого сайта! Настоящий сайт www.mkolontay.ru ...