БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ: новые технологии и новые знания (фрагмент интервью журналу «НАШИ ДЕНЬГИ. Екатеринбург»).

Текст интервью в журнал «НАШИ ДЕНЬГИ. Екатеринбург»

Что и как учить в кризис?

Антикризисные советы для бизнеса и частных лиц

 

Беседовал Олег Власов

Что происходит с профессиональными компетенциями в современном мире? Как часто их нужно обновлять? Почему не все программы бизнес-образования одинаково полезны? Как выбрать действительно эффективный курс? И вообще — чему, как и где учиться в кризис, чтобы бизнес мог удержаться на рынке, а наемный работник не потерял работу или нашел  новую после увольнения?

 

На эти и другие вопросы, ставшие сейчас остро актуальными как для предпринимателей, так и для наемных работников, в интервью журналу «Наши деньги» ответил Михаил Колонтай — один из самых авторитетных экспертов в области бизнес-образования. Он —  научный руководитель программ МВА Русской школы управления, профессор Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ,  бизнес-тренер, бизнес-консультант.

 

— Экономика стремительно меняется, жестко меняя ту систему координат, в которой мы все привыкли работать. Очевидно, что новые компетенции, новые знания понадобятся как владельцам бизнеса и управленцам, так и рядовым работникам. Иначе просто не выжить. Что вы посоветуете тем людям, которые все эти годы игнорировали программы повышения квалификации и под разными предлогами избегали тренингов и семинаров? Есть ли какое-то экстренное антикризисное средство повышения профессиональной состоятельности, Михаил Михайлович?

— Обесценивание знаний сегодня происходит очень быстро. Например, западные издательские компании, которые специализируются на выпуске именно научных трудов, прямо говорят: нам уже не нужны материалы и исследования, сделанные 7 и более лет назад. А в IT-отрасли знания устаревают за два года. К сожалению, «благодаря» научно-технической революции знания  будут устаревать еще быстрее. Очень важно осознать это и сделать правильные выводы относительно своего бизнеса,  своего рабочего места, своей карьеры.

Если человек  не учился долгое время, а теперь понял, что может остаться без работы, и поэтому хочет в экстренном порядке получить какие-то знания, то такому человеку надо найти тренинги по теме «антикризисное управление». Как угодно тренинг может называться, но он должен давать понимание, как управлять в условиях экономической турбуленции, нестабильности. И следующий совет, обратите внимание на тренинги, связанные с управлением затратами. Кризис привел в хаотичное движение всю экономику России, «рушится» средний сегмент рынка, сильно развивается рынок эконом-класса. Чем дешевле товар или услуга, тем более она востребована в кризис: все сокращают расходы (причем масштабно и быстро), все ищут более дешевые варианты в рамках своих потребительских моделей. В этих условиях процветают компании типа «Дикси» или «Ашана».

Предприниматели и фирмы, которые работали в среднем сегменте, в одночасье стали неконкурентны. Многие из них не понимают, что происходит. В России последние 15 лет практические никто не управлял затратами системно, поэтому сейчас у многих просто нет соответствующих знаний и компетенций.

Таким образом, мой совет — выбрать хотя бы два этих тренинга: антикризисное управление (возможны варианты; это может быть, например, антикризисный маркетинг) и  тренинг по управлению затратами.

— А вот если человек не имеет прямого отношения к управлению затратами? Если это наемный работник, не связанный с финансовыми потоками, ему тоже идти на тренинг по управлению затратами?

— Абсолютно верно. Это очень важный тренинг. Он пригодится каждому: и сейчас, и в будущем управление затратами — принципиально важный вопрос. Тому человеку, который до сих пор с темой управления затратами не сталкивался, лучше выбрать тренинг «финансы для нефинансистов».

— Мы же говорим про некий экстренный вариант получения знаний. Соответственно, нам нужен именно краткосрочный тренинг, а не масштабная программа бизнес-образования. Отсюда вопрос: сколько дней или сколько часов такой тренинг может длиться, чтобы быть эффективным?

— Скорее всего, 2-3 дня. В зависимости от того, сколько часов в день вы занимаетесь. Если это стандартный учебный день (по 8 часов), то двух дней достаточно.

— Это мы говорили о тех, у кого пока все хорошо — у кого есть работа. А если человек потерял работу?

— А если человек потерял работу, то прежде всего ему надо сделать глубокий вдох и, как это принято во многих странах мира, выбрать какой-то более длительный курс и пройти обучение. Заодно переформатировать свои мозги. Увидеть картинку с разных точек зрения — и с точки зрения макроэкономики, и с точки зрения  управления предприятием, финансовой стратегии, маркетинга, многого другого…

— Правильно ли я понял вашу мысль? Если человека уволили, то вовсе не всегда правильно просто перескочить любой ценой на аналогичную позицию в другой компании, пытаться найти новую работу «по горизонтали»? Раз уж увольнение произошло, надо использовать этот повод для повышения или переформатирования своих профессиональных компетенций? И кстати, сколько может длиться такой перерыв в работе — так сказать, учебный отпуск?

— Во всем мире есть такое правило: если ты потерял работу, попробуй получить новые навыки. Новый работодатель оценит, что ты вот это делаешь. Это нормальный кризисный процесс. К резюме нужно прикладывать документы, подтверждающие вашу профессиональную состоятельность. И если ты прикладываешь документы, актуальные для текущей ситуации, и если ты  этому учился в актуальной ситуации, тогда это ценится. Это преимущество. А если ты учился 10 лет назад и рассказываешь о том, что учился стратегическому менеджменту либо маркетингу, это ты вряд ли заинтересуешь работодателя. Всем нужны специалисты, заточенные под сегодняшнюю ситуацию.

— Вопрос в формате нашего журнала — про деньги. Люди не готовы платить свои деньги ни за информацию, ни за тренинги даже в стабильной ситуации. А тут человек потерял работу, у него нет источника доходов. И ему еще надо потратиться на новые знания. Вряд ли большинство из нас готовы к таким расходам. Даже если есть уверенность, что эти расходы окупятся.

— Я хочу сказать, что проблема, когда люди не хотят платить, всегда существует. Тут каждый должен принимать сам решение и нести за него ответственность. У каждого человека есть свой разумный или неразумный уровень экономии. В конце концов можно выбирать какие-то легкие решения — дешевые вебинары, либо просто книжку какую-то почитать. Тем более — если книжку не покупать, а скачать в интернете. Но надо понимать: такой подход вряд ли будет эффективным для вашей дальнейшей карьеры. Конечно, и недорогой вебинар, и книжка из интернета могут быть полезными. Но семинары и тренинги — без сомнений, более полезны. Когда ты собираешься в аудитории с другими людьми, когда ты воспринимаешь информацию в коллективе, у тебя появляется много возможностей. Прежде всего возможность осознать, насколько ты компетентен сегодня. Это первое. Второе — насколько ты умеешь коммуницировать с группой. Третье — у тебя есть возможность понять, что вообще волнует людей, которые пришли на обучение. И четвертое — может быть, самое важное — найти новые контакты.

— Вопрос с другой стороны. Есть люди, которые игнорируют тренинги. А есть люди, которые учатся всю жизнь и при этом у них комплекс, что им не хватает знаний и навыков. Они уже говорят только фразами из тренингов, но профессиональнее от этого не становятся — соответственно и на их зарплате обучение нон-стоп никак не сказывается. В чем тут проблема? От чего зависит качество усвоения знаний и как его — это качество — можно повысить?

— К сожалению, людей в России учат теории и практике, но не учат, как получать знания. Люди у нас зачастую не умеют учиться. В западных моделях образования учат учиться, а не учить, ибо через 7 лет или через два года, как мы говорили, знания устаревают. Некоторые эксперты предсказывают, что к 2020-му году традиционные знания будут устаревать каждые два года, а знания в IT-сфере — каждые два месяца. Обучение должно стать толчком, чтобы научить человека, как дальше в меняющемся мире жить, как не  поглощать знания, а НАХОДИТЬ и усваивать их.

— Слушайте, ну это же вечная история — не надо давать рыбу, а нужно дать удочку, чтобы человек пошел и выудил столько и такой рабы, сколько и какой ему нужно. Вот и подскажите, Михаил Михайлович, где эту удочку взять и как ею пользоваться?

— Мне приходилось проходить обучение и в Америке и в Европе,  и там как раз учили нас, как надо читать… статьи,  книги, как извлекать полезную информацию из семинаров, вебинаров, конференций и пр. Люди читают статьи оценочно. Люди всегда дают оценку, причем не выбирая выражений: хорошая книга, хорошая статья — или отстой. И вот как раз в этом проблема: когда вы читаете книгу оценочно, вы сразу переходите к выводам и оценкам, часто эмоциональным — но вы не заимствуете из книги идеи и знания, ради которых собственно и брались за чтение. То же самое с тренингами происходит. Приходит человек на тренинг — он слушает, но не слышит, он дает оценку. Условно говоря, это все ерунда или, наоборот, это классно — весело было. И из тренинга такой слушатель ничего не вынес.

И как же читать правильно?

Книги по бизнесу (равно как и бизнес- семинары) – это всегда обобщение, а ваша конкретная компания – это, прежде всего, детали. Никакая стратегия, или маркетинговый метод, каким бы гениальным он не был, не может идеально подойти для вашей ситуации. Том Питерс говорил: «То, что удачно сработало для других компаний, вовсе не обязательно сработает у вас». Вот рекомендации для чтения бизнес-литературы:

1.Чтобы извлечь из статьи (семинара, книги, конференции) какую-то пользу, надо вычленить  одну или несколько главных идей для себя.

2. Затем начинайте вращать идею в своем сознании и продумыватьпри каких условиях она «сработает», а при каких – нет.

3.В конце концов, постарайтесь продумать идею на один шаг дальше, чем сам автор. Постарайтесь найти другую идею, которая логически следует из первой. Именно так вам удастся найти творческое решение проблем собственного бизнеса.

То есть обучение построено на том, что человека заставляют читать статьи, потом делать презентации и говорить, как ты трансформировал для своей компании знания, полученные в статье или книге.

— Причем эти выводы должны быть не в виде умозаключений? Они должны быть в материализованном виде — в виде презентации, где не только написано, но и посчитано, начерчено?

— Да. Уже все, наверное, знают, что если человек просто слушает, он в лучшем случае усваивает 20% информации, а если он что-то делает, то  увеличивает вероятность усвоения до 50% . Так вот если ты пишешь, это одно. А вот если ты еще и рисуешь — таблицы, графики, некую карту памяти (ментальную карту), тогда ты видишь картину целиком. Тони Бьюзен называет это Mind Map. Сделав одно изобретение, а именно как изображать логически и графически знания, он прославил себя на всю жизнь (Тони Бьюзен — психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)» — прим. ред.)

— Когда бизнес отправляет кого-то на тренинги, то ожидает отдачи — после посещения тренинга нужно отчитаться и поделиться полученными знаниями с коллективом. Но делиться можно по-разному. Можно что-то просто рассказать, причем по самой примитивной формуле, в двух словах (как вы говорили — ерунда или классно), то есть дать эмоциональную оценку. Можно подготовить презентацию, которая опять же может быть разной. Есть какие-то правила на эту тему?

— Общий стандарт говорит о том, что открытый семинар, где присутствуют представители разного бизнеса, где разные контексты бизнеса рассматриваются, можно и нужно считать эффективным уже тогда, когда 10% информации будет полезно. Это замечательный семинар. Но! Здесь самое важное — правильно воспользоваться полученными знаниями и корректно транслировать их в свой бизнес, в свой коллектив. Сначала сделайте обобщение и скажите о том, какие идеи вас заинтересовали применительно к вашему бизнесу. А потом уже — подробности, как эти идеи рассматривались и обсуждались либо как их можно приложить к вашему бизнесу.

А презентация действительно должна быть короткой. Если человек пользуется Power Point, то это 5, максимум 10 слайдов.

К сожалению, а может быть к радости слушателей, мои презентации большие, и я принял решение передавать их в электронном виде своим слушателям (обычно в pdf-формате). Они могут скачивать их с моего сайта. Я уверен, что это дает возможность следующей группе слушателей, которая быть может смогла  познакомиться с моими материалами благодаря  коллегам, посетившим мой тренинг ранее, заинтересоваться темой и услышать из первоисточника правильную интерпретацию слайдов.

— Про презентацию, про слайды понятно, а что слушатель, который будет отчитываться о своем посещении тренинга, должен говорить в комментариях?

— Надо выбрать несколько ключевых тезисов и сказать о том, что вот эти идеи, на ваш взгляд, имеют больше значение для того предприятия или для того бизнеса, которым вы занимаетесь. По пунктам. Первое, второе, третье, четвертое… А дальше — уже предложения: «Я бы хотел, чтобы мы рассмотрели… Я вижу, как это можно использовать у нас…» И все! Нельзя превращать отчет во второй семинар — человек же провел какой-то свой отбор услышанного, вытянул самое важное. Возможно, он что-то упустил из основной части, но зато он услышал что-то от других людей, от коллег. Как показывает опыт, обсуждение с коллегами из других фирм кейсов и методик генерирует множество интересных идей — эти идеи по возможности  нужно «забирать» в свой бизнес и использовать их с максимальным КПД.

— В завершение нашего разговора хочется поговорить о конкретных программах с учетом специфики Екатеринбурга. Наш город интересен многим, он избалован разного рода семинарами — как платными, так и бесплатными. С одной стороны, у Екатеринбурга выработался иммунитет к многочисленным предложениям по бизнес-семинарам — даже очень хорошие тренинги и семинары могут пройти незамеченными для какой-то части целевой аудитории. С другой стороны, люди готовы идти на семинары, но они должны быть очень концентрированными и короткими, при этом — легкими для восприятия. Это проблема для тех, кто обучает? И если да, то какой выход? Куда движется сообщество бизнес-тренеров?  

— Проблема  заключается в том, что все-таки само обучение должно меняться. Почему? Потому что в том числе и интернет привел к тому, что наше восприятие информации стало абсолютно иным. Люди очень быстро листают странички интернета.  Исследования показывают, что в интернете удержать внимание потребителя можно на несколько секунд. Я полагаю, что обучение должно быть коротким (поколение Интернета не хочет слушать длинные лекции), но очень содержательным и структурированным. И демократичным по цене! Дешевыми и уж тем более бесплатными знания быть все-таки не могут (это сказывается в том числе и на качестве), а вот демократичными по цене — могут и должны.

— Насколько демократичными?

— Я приведу пример. Сейчас мы в Русской школе управления, в том числе и я, начинаем делать программу, которая называется «Бизнес-тур». Это новый формат такого бизнес-обучения, который сочетает шоу (театр) и знания. Некоторые называют этот формат «Бизнес-театром».

Суть его в следующем. «Бизнес-театр» — это тот же семинар, тот же тренинг, но, во-первых, очень концентрированный по времени (3 или максимум 4 часа), и во вторых, с элементами интерактива и шоу.

Новая модель обучения — более динамичная, более короткая — учитывает, что  у предпринимателя есть различные интересы, а время  ограничено. Кто-то идет в ресторан, кто-то идет на концерт, кто-то идет в баню, а кто-то идет в театр — у вас в Екатеринбурге много театральных постановок. И вот эта театрализация пришла и в сферу образования — сначала на Западе. Сегодня многие спикеры проводят семинары не на два дня. Они готовы уложить свое выступление в час-полтора, ну может быть в два-три часа — и за это время перед большой аудиторией тщательно рассмотреть очень узкую тему, которая касается многих. Идея заключается в том, чтобы люди не считали, что идя на семинар, они что-то упускают. Нет! Просто сегодня вы идете в ресторан, завтра в театр, послезавтра в баню, а затем — выделяете вечер для «Бизнес-театра». Ты послушаешь что-то интересное и полезное, и, возможно, повысишь свою эффективность в бизнесе или на рынке труда. При этом ты видишь новых людей. Ты видишь новые идеи. И ты видишь шоу, которое, оставаясь безусловно полезным, оказывается еще и зрелищным.

— А цена какая, вы так и не сказали…

— Это как в театре. В зависимости от места. От 3 до 5 тысяч рублей. Кстати, как раз в этом месяце, 28 апреля 2015 года апреля мой семинар в формате «Бизнес-театр» пройдет в Екатеринбурге. Тема — «Самомаркетинг. Как продавать себя дорого и достойно?»

— Так это же имеет прямое отношение к теме нашего разговора! Все понимают и видят регулярно, что кто-то умеет себя продавать, а кто-то нет. При всех равных одни зарабатывают сильно больше, другие — сильно меньше.

— Так и есть. Я веду разные программы для разных аудиторий, прежде всего для высшего менеджмента. И вот смотрю я иной раз на финансовых директоров, которые учатся у меня в одной группе — зарплата одного 100 тысяч рублей в месяц, у другого — миллион рублей в месяц. Парадокс в том, что тот, кто 100 тысяч рублей в месяц зарабатывает, лучше знает финансовые инструменты и больше прибыли приносит своему предприятию, чем тот, который зарабатывает в 10 раз больше.

— Это и есть маркетинг?

— Да, конечно. Мы живем в век маркетинга. На одном из своих тренингов я показывают слушателям два кошелька, и слушатели не видят разницы. Только один бренд стоит в 6 раз больше другого. Очевидно, что если компания с помощью маркетинговых инструментов может превратить в общем-то повседневные житейские вещи в статусные, то значит то же самое можно сделать и для  самого себя. В маркетинге есть такое понятие — marketing yourself.  Тут и без перевода все понятно. Если ты умеешь дорого продать продукт, то почему ты себя не продаешь дорого?

— Очевидно, конечно. Но очевиден и ответ: не хватает знаний и навыков для этого самого marketing yourself…

— Поверьте, всему можно научиться, было бы желание. Оказывается, есть четкие правила: если ты решил продавать себя дорого (или свой продукт, или свои услуги), ты должен следовать определенным правилам, которые не мной придуманы. Они уже проверены мировой практикой. Прямо формула. Первое. Второе. Третье. Когда ты эту формулу освоишь шаг за шагом, то тогда тебя оценят как человека экстра-класса. Дорого. А если ты просишь, условно, зарплату миллион рублей, а представляешь собой внешне или внутренне (это тоже важно — внутреннее содержание) личность на 100 тысяч или даже 10 тысяч рублей, ничего не будет. Результат не приходит сам собой. Любого результата нужно добиваться. Просто можно идти напролом, истратить все силы и не выйти к цели, а можно двигаться по понятному маршруту, который пусть не сразу, но зато гарантированно приведет именно к той цели, которую вы ставите перед собой.

— Михаил Михайлович, не могу не задать вам вопросы про кризис. С вашей точки зрения, сколько может продлиться нынешняя нестабильность?

— В двух словах ситуация выглядит следующим образом. Если в 2008-2009 году был мировой кризис, который вытягивали крупные державы за счет финансовых возможностей и компетентности, то происходящее сейчас — это абсолютно локальный кризис. Причин много. Геополитические в том числе. Но самая главная — наша зависимость от высоких цен на нефть. Мы привыкли жить продавая нефть по высоким ценам. И когда цены резко упали, система дала сбой.  Самое неприятное, что никто не хочет признавать, — что цены на нефть больше не поднимутся до прежних высот. Просто новая технология добычи сланцевой нефти позволяет очень быстро открывать новые месторождения и тут же их закрывать, регулируя добычу, соотнося спрос и предложение. Если раньше у ОПЕК (а точнее — у Саудовской Аравии) была возможность держать рынок, диктовать цены, то сегодня такой возможности нет. Крупные державы, в том числе Америка, могут моментально на миллионы баррелей увеличить добычу нефти и также приостановить — а вот обычную добычу нефти нельзя так остановить . И вот эта наша негибкость с обычной нефтью таит много опасностей.

— Этот вопрос я задаю всем: то есть к этому кризису нельзя приспособиться, его не переждать? Нужно жизнь по-новому строить и так уже жить?

— Именно так. И непонятно, когда это закончится. При этом многие чиновники и менеджеры ТЭК по-прежнему ждут возвращения цены на нефть к уровням 100 и даже 150 долларов. Надеяться на это глупо — по крайней мере сейчас. Надеяться нужно на себя и строить новую систему получения доходов.

— И еще один вопрос, последний. Сегодня все боятся потерять работу. Как удержаться на своем рабочем месте?

— Люди должны понимать, что всё, что они делают, является  элементом накопления компетенций, опыта. И это все останется с тобой, и поможет найти работу. Но с другой стороны, когда наступает кризис, каждый должен понимать: надо выполнять работы чуть больше и надо оставаться на работе чуть дольше. Увы, иногда люди не осознают, насколько это может быть серьезно — когда люди чуть не дорабатывают, чуть не доделывают, всегда вовремя уходят с работы.  Опыт некоторых отраслей (автомобилестроение, банки, туризм, недвижимость) показывает, что кризис - это очень серьезно. Люди теряют работу…

Главный совет — в период кризиса будьте очень осторожны с претензиями, которые вы  предъявляете работодателю. 

Контакты

 

1. КОЛОНТАЙ Михаил Михайлович -  Преподавание как искусство!

Корпоративное обучение по стратегическому менеджменту, маркетингу и лидерству.

Новую книгу М.М.Колонтая "Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде" (М., 2018) можно приобрести в Русской школе управления (www.uprav.ru). 

2.  Зайдите на мою страничку на www.facebook.com  и получайте постоянный доступ к моим публикациям, рекомендуемым мною статьям (для слушателей программы МВА), а также возможность напрямую контактировать со мной. Доступ к учебным материалам на сайте (папка "Материалы"), к сожалению, имеют только слушатели моих программ обучения в РАНХиГС, Мирбисе, РШУ, а также корпоративные клиенты.  

В Твиттере  мой аккаунт @Mkolontay.

ВКонтакте  Mikhail Kolontay.

3. Для оперативной связи по вопросам обучения и консалтинга:

Людмила Попова, эксперт-консультант:

E-mail: mkolontay@gmail.com

Тел.: +7(916) 36-93-791 

 

ЗАБАВНОЕ,  ИНТЕРЕСНОЕ И ПОУЧИТЕЛЬНОЕ  здесь

Новости

Дорогие друзья, коллеги, слушатели программ МВА и бизнес-семинаров, а также случайные посетители этого сайта! Настоящий сайт www.mkolontay.ru ...