Загадочный портрет Михаила Врубеля

 

Многие посетители государственного художественного музея в Минске, стоя перед портретом некой Каролины Августы Отеро (написан Михаилом Врубелем), даже не подозревают сколь популярна и влиятельна  была эта женщина в Европе и Северной Америке в последнее десятилетие XIX - первое десятилетие XX веков.  

Каролина Отеро, или Прекрасная Отеро (фр. Caroline Otero, La Belle Otero) - самая знаменитая и богатая куртизанка так называемой "прекрасной эпохи" (период с 1880 по 1914 гг.), обладательница бриллиантовых украшений королевы Марии-Антуанетты и жемчужного колье Евгении де Монтихо, жены  Наполеона III. Она родилась 4 ноября 1868 года на юге Испании. В четырнадцатилетнем возрасте бежала из дома, прибилась к группе португальских бродячих комедиантов. Танцевала в кабачках и тавернах. Приезд в Париж кардинально изменил ее жизнь. Благораря американскому импрессарио  Эрнесту Андре Джургенсу, становится самой известной певицей и танцовщицей сначала Нового света, а затем и Европы.

Поклонниками «прекрасной Отеро» были коронованные особы Европы и мультимиллионеры Америки: Альберт Монакский, Леопольд Бельгийский, принц Уэльский, Альфонс Испанский, кайзер Вильгельм, русский император Николай II, Вильям Киссам Вандербильт. К имени  Каролины парижане почтительно и одновременно иронично добавляли приставку «Королева Парижа" . 

Современники восторгались ее внешностью, осанкой, формой груди, умением общаться с богатыми мира сего. Существует легенда, что форма ее груди вдохновила архитектора Шарля Далма при проектировании башен-близнецов знаменитого отеля "Карлтон" в Каннах.

"За долгие годы сценической карьеры Отеро, - писала Кармен Посадас, - многие люди, умевшие видеть более того, что сейчас мы называем сексуальной привлекательностью, критиковали Каролину, понимая, что чувственная маска («испанский огонь») просто скрывает недостаток таланта. Но все и всегда восторгались ее умением завораживать публику и яркой красотой, соответствовавшей вкусам эпохи. В ее облике было нечто дикое и одновременно возвышенное. Эти два противоречивых эпитета, «дикое» и «возвышенное», следовали за ней на протяжении всей карьеры".

Сегодня, глядя на старые почтовые открытки с изображением Отеро, задаешься вопросом, так ли она красива. Но современники одназначно восторгались ее внешностью. Шесть из них покончили жизнь самоубийством. Упомянутый биограф Отеро уругвайская писальница Кармен Посадас приводит в своей книге "Прекрасная Отеро" следующий эпизод. Некий Жак Пайан, искатель приключений и исследователь, предложил Отеро 10 000 франков за ночь с ней (целое состояние по тем временам), но получил от нее высокомерный ответ: «Сеньорита Отеро не принимает милостыни». После такого оскорбления он покончил жизнь самоубийством в Чайном домике в Булонском лесу.

Её портреты писали многие художники, но самый известный из них принадлежит кисти Михаила Врубеля, который нынче хранится в музее в Минске. В 1893 году Отеро гастролировала в Москве в театре "Омон" и Врубель, восхищенный внешностью танцовщицы, пишет уже по памяти и открыткам через пять лет (!) ее портрет, отдавая таким образом дань этой незаурядной женщине. 

С Россией связано самое скандальное выступление Отеро. Вот как описала эту историю биограф Посадас.

«В отдельном помещении кафе «Куба» в Санкт-Петербурге группа из тридцати офицеров, приглашенных неким гвардейским полковником, закончила свой ужин тостом в честь недавно короновавшегося царя Николая II. И тут полковник попросил гостей не уходить, потому что их ожидает второй, особенный десерт. Но прежде им следует завязать глаза. Рядом с каждым прибором лежала черная лента, и все – кто удивляясь, кто смеясь – завязали глаза, не зная, чего ожидать. Полковник тем временем сделал знак метрдотелю, чтобы подавал «десерт», и под звуки татарской музыки вошли восемь мужчин с серебряным подносом двухметровой длины и поставили его на стол. После того как они удалились, офицеры сняли повязки и замерли в изумлении.

На подносе, едва прикрытая прозрачной газовой тканью, спала прекрасная женщина, лица которой не было видно под иссиня-черными волосами.

Зазвучала другая, более нежная музыка. Нимфа открыла глаза и потянулась, будто пробудившись от долгого сна. Из украшений на ней были лишь кольца на руках и браслеты на ногах. Она двигалась медленно, позволяя рассмотреть то, что скрывалось под легкой тканью. Потом она спрыгнула на пол и, двигаясь в такт музыке, стала приближаться к большим напольным подсвечникам, освещавшим зал. Все восхищенно наблюдали за эротическим и опасным флиртом газовой ткани с огнем. Казалось, будто Каролина хочет, чтобы легкий покров сгорел, оставив ее обнаженной. Кто-то из офицеров попытался накрыть танцовщицу плащом, чтобы уберечь от пламени свечи, но Каролина, по свидетельству очевидца, отстранила его со словами: «Пламя не сжигает Отеро».

Оставив сцену и своих поклонников в 1914 году в возрасте 46 лет, Отеро, страдая игроманией, проигрывает свое огромное сотояние в казино Монте-Карло и двадцать последних лет живет в нищенских условиях на юге Франции в Ницце.

После ее смерти в 1965 году (она прожила 96 лет) газеты напишут:

«В скромной гостинице на рю Де Англетер, где страсть к игре обрекла Каролину Отеро прожить последние двадцать лет жизни, нашли лишь несколько десятков пожелтевших фотографий, приколотых к стене. На многих изображена сама артистка в молодости, на других – знаменитые исторические персонажи, бывшие ее любовниками».

Последняя фотография (см. ниже), на которой изображена 96-летняя Отеро, намоминает читателям, как скоротечны  бывают молодость, красота, слава и богатство… и как долго может продлиться старость.

Последняя фотография 96-летней Каролины Отеро (из книги Кармен Посадас). 

 

Контакты

 

1. КОЛОНТАЙ Михаил Михайлович -  Преподавание как искусство!

Корпоративное обучение по стратегическому менеджменту, маркетингу и лидерству.

Новую книгу М.М.Колонтая "Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде" (М., 2018) можно приобрести в Русской школе управления (www.uprav.ru). 

2.  Зайдите на мою страничку на www.facebook.com  и получайте постоянный доступ к моим публикациям, рекомендуемым мною статьям (для слушателей программы МВА), а также возможность напрямую контактировать со мной. Доступ к учебным материалам на сайте (папка "Материалы"), к сожалению, имеют только слушатели моих программ обучения в РАНХиГС, Мирбисе, РШУ, а также корпоративные клиенты.  

В Твиттере  мой аккаунт @Mkolontay.

ВКонтакте  Mikhail Kolontay.

3. Для оперативной связи по вопросам обучения и консалтинга:

Людмила Попова, эксперт-консультант:

E-mail: mkolontay@gmail.com

Тел.: +7(916) 36-93-791 

 

ЗАБАВНОЕ,  ИНТЕРЕСНОЕ И ПОУЧИТЕЛЬНОЕ  здесь

Новости

Дорогие друзья, коллеги, слушатели программ МВА и бизнес-семинаров, а также случайные посетители этого сайта! Настоящий сайт www.mkolontay.ru ...