Как читать бизнес-книги?

 

 

 

В 1940 году Мортимер АДЛЕР (1902-2001) публикует свою знаменитую работу «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений” (How to read a book: The art of getting a liberal education). Она становится "путеводителем" по освоению навыков чтения для нескольких поколений американцев.  (Повторно в прежнем виде, но с новым предисловием, она была издана в 1966 году, после чего последовало переработанное издание 1972 года. На русском языке книга вышла в 2011 году). Автор предлагает четыре способа чтения книг: элементарный, инспекционный, аналитический, исследовательский. Ниже кратко опишу каждый из них.

Элементарный способ означает только то, что мы можем прочитать слова на странице и понять их смысл, а также следовать за основным сюжетом. Инспекционный - это чтение скользящим взглядом, то, что мы называем “по диагонали”. Мы смотрим в начало страницы, затем переходим к ее концу, попутно стараясь зацепить основные ключевые моменты и понять течение мысли автора. Аналитический  предполагает "погружение" в текст. Основная задача - полное понимание и усвоение тех идей, которые изложены в тексте. Исследовательский используется научными и творческими работниками и, как правило, предполагает одновременное чтение  нескольких книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения собственных теорий. 

В 2016 году Питер БРЕГМАН в статье  “Как научиться читать по книге в неделю», ссылаясь на советы Майкла Хименеса, по сути развил идею  инспекционного способа чтения АДЛЕРА, предлагая его использовать для нехудожественной литературы, а следовательно, и для бизнес-литературы. Метод Брегмана адаптирован к условиям современной жизни с ее нарастающим погружением в интернет. Разумеется, он актуален и в ситуациях,описанных Адлером 76 лет назад, например, когда необходимо: а) быстро оценить целесообразность покупки той или иной книги в магазине, б) быстро уяснить суть объемного доклада, в) быть в курсе последних событий в сфере своих  интересов (профессиональных или личных).  

Итак, как же читать нехудожественную, в том чиле бизнес-литературу:

  1. Начните с автора. Кто написал эту книгу? Прочитайте его краткую биографию. Если вам удастся найти небольшое интервью с ним или статью о нем в интернете, пробегите их глазами. Это поможет вам составить представление о его взглядах и убеждениях.
  2. Прочитайте название книги, подзаголовок, комментарий на обороте обложки и оглавление. В чем заключается основная идея книги? Какова структура ее изложения? К этому моменту вы, наверное, уже сможете рассказать, о чем эта книга, человеку, который ее не читал.
  3. Прочитайте вступление и заключение. Автор излагает суть дела в своих вступительных и заключительных доводах. Прочитайте оба этих раздела полностью, но старайтесь подолгу на них не задерживаться. Вы уже имеете приблизительное представление о том, к чему автор клонит, а эти разделы расскажут вам, каким образом он планирует добраться до своих выводов (вступление) и что он надеется в итоге до вас донести (заключение).
  4. Прочитайте / бегло просмотрите каждую главу. Прочитайте заголовок и первые несколько параграфов или страниц главы. Ваша задача — понять, какова цель этой главы и как она вписывается в основную мысль книги. Затем пробегитесь по подзаголовкам (если таковые присутствуют), чтобы составить представление о развитии авторской мысли. Прочитайте первые и последние предложения в каждом параграфе. Если вы поняли смысл, двигайтесь дальше. В противном случае вам, по всей видимости, стоит прочитать весь параграф целиком. Поняв основную суть главы, вы сможете бегло просматривать целые страницы книги, поскольку вам уже будет ясна система доводов автора, а сами аргументы могут повторяться по нескольку раз.
  5. Закончив книгу, снова пробегитесь по оглавлению. Прочитав таким образом книгу, вернитесь к оглавлению и составьте у себя в голове ее краткое содержание. Еще раз мысленно пройдите по книге: оживите в памяти идеи, на которые вы обратили внимание, истории, которые вам запомнились, путь, который вы проделали вместе с автором.

 Статья Брегмана размещена на http://hbr-russia.ru.

Контакты

 

1. КОЛОНТАЙ Михаил Михайлович -  Преподавание как искусство!

Корпоративное обучение по стратегическому менеджменту, маркетингу и лидерству.

Новую книгу М.М.Колонтая "Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде" (М., 2018) можно приобрести в Русской школе управления (www.uprav.ru). 

2.  Зайдите на мою страничку на www.facebook.com  и получайте постоянный доступ к моим публикациям, рекомендуемым мною статьям (для слушателей программы МВА), а также возможность напрямую контактировать со мной. Доступ к учебным материалам на сайте (папка "Материалы"), к сожалению, имеют только слушатели моих программ обучения в РАНХиГС, Мирбисе, РШУ, а также корпоративные клиенты.  

В Твиттере  мой аккаунт @Mkolontay.

ВКонтакте  Mikhail Kolontay.

3. Для оперативной связи по вопросам обучения и консалтинга:

Людмила Попова, эксперт-консультант:

E-mail: mkolontay@gmail.com

Тел.: +7(916) 36-93-791 

 

ЗАБАВНОЕ,  ИНТЕРЕСНОЕ И ПОУЧИТЕЛЬНОЕ  здесь

Новости

Дорогие друзья, коллеги, слушатели программ МВА и бизнес-семинаров, а также случайные посетители этого сайта! Настоящий сайт www.mkolontay.ru ...